____Первый вопрос вызвал трудности в заполнении, поскольку признание лучшим
одного или нескольких может обидеть всех остальных. Некоторые, во
избежание перехода на личности, даже указывали в анкете обобщенную
«добрую половину коллектива». И тем не менее, из полученных ответов,
можно выявить безоговорочных лидеров. Теперь нам – молодым специалистам
легче определиться, на кого стоит равняться в совершенствовании
профессиональных навыков, развитии человеческих качеств и талантов.
____На первом месте «индекса популярности» сотрудников оказалась Вера
Ниловна Козленко. За неё проголосовал 21 сотрудник (18% от общего
количества голосов*), отметив её высокий уровень профессионализма,
эрудицию, чувство юмора и неиссякаемый запас оптимизма. И
действительно, трудно представить нашу библиотеку без глубоких,
познавательных массовых мероприятий, большинство которых являются
результатом организаторского таланта Веры Ниловны. И сотрудники, и
читатели неизменно попадают под её обаяние. Опыт, приобретенный за
долгие годы работы в ОНБ, позволяет Вере Ниловне находить новые формы
взаимодействия с широким кругом пользователей, организовывать
насыщенные полезной информацией мероприятия и собирать вокруг себя
команду талантливых специалистов.
____Ещё одним лидером, по популярности в профессиональной среде, стала
Тыртычная Светлана Андреевна, которой было отдано 9% голосов.
Высококлассную информационную работу Светланы Андреевны можно назвать
визитной карточкой отделения естественнонаучных, технических и
сельскохозяйственных знаний. Благодаря именно её усилиям будущие
инженеры и технологи находят ответы на самые заковыристые
профессиональные вопросы и узнают новые способы получения полезной
информации.
____И замыкает тройку лидеров старожил нашей библиотеки,
заслуженный работник культуры РСФСР – Буровцева Алевтина Викторовна.
Проработав 54 года в КемОНБ, она является прекрасным примером верности
выбранной профессии. И сегодня, работая в Центре комплектования и
каталогизации, она всегда приходит на помощь с дельными советами даже
специалистам новой формации, ориентированным преимущественно на
создание электронных ресурсов.
____5 % голосов были отданы Крылёвой Ольге Дмитревне – лучшему специалисту
краеведческой библиографии КемОНБ. Одинаковое количество голосов (по
4%) было отдано за Разумову Зою Петровну - зав. сектором формирования
фондов и учета документов и Потапову Ольгу Михайловну – зав. сектором
межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документа, которые
известны своим мощным профессионализмом и практичным, живым
интеллектом. Также есть своя группа поклонников у активного,
трудолюбивого и позитивного человека, зав. отделом
«Электронно-ресурсный центр» Сысиной Татьяны Валентиновны. Конечно же,
были упомянуты руководители КемОНБ – наши проводники в бушующем море
информационного рынка, и каждый из них достоин пристального внимания, и
отдельного разговора о достоинствах и профессиональных достижениях. В
общем, был упомянут 41 специалист и для упоминания каждого из них
непременной найдется достаточно оснований.
____Второй вопрос предлагал описать идеального читателя библиотеки. В
результате анализа было выявлено, что наиболее предпочтительно для
библиотекарей работать с информационно грамотными посетителями,
умеющими четко формулировать запрос, осведомленными в искомой
предметной сфере и обладающими навыками работы с каталогами библиотеки
(25% голосов). 13% голосов респондентов были посвящены культуре и
вежливости в общении. 5% отметили обязательным условием работы с
пользователем его адекватность, психическую нормальность. Также среди
важных особенностей идеального пользователя были выделены: частое
посещение библиотеки, уважительное отношение к
информационно-библиотечному труду, владение основами компьютерной
грамотности, доброжелательность, заинтересованность своим вопросом,
любовь к чтению и т.п. Один из опрашиваемых сотрудников заметил, что
идеального читателя нет в природе; другой посчитал, что идеальным
читателем может быть либо научный сотрудник, либо преподаватель ВУЗа;
кто-то отметил, что таковым может быть только студент Кемеровского
государственного университета культуры и искусств. Из всего
многообразия ответов прослеживается, что для плодотворного и приятного
сотрудничества библиотекаря и пользователя, от последнего ждут
деятельного участия в информационном процессе, подготовленности к
выполнению основных операций по поиску и формулировке запроса. Тем не
менее, для библиотекарей немаловажен фактор культуры общения, которая
способствует оперативной детализации запросов и оценке качества
предоставленного материала по вербальной и невербальной реакции
пользователя.
____Третий – последний, но не менее важный, вопрос позволил определить,
какие направления деятельности КемОНБ сотрудники библиотеки считают
наиболее перспективными для развития. Первым приоритетом развития для
библиотекарей стало создание и совершенствование электронных ресурсов
библиотеки. Этому направлению было отдано 11% голосов. Такой выбор
обусловлен не только контекстом современной цифровой эпохи, но и
возможностями приобретенного КемОНБ технического и программного
обеспечения. Увеличение роли цифровой информации, при поиске ответа на
запрос, привело к активному развитию компьютерного парка библиотеки, к
преобразованию базовых поисковых систем. Теперь основными каталогами
являются не традиционные карточные, а электронные; пользователь, как
правило, сначала обращается к открытому пространству Интернет, и только
потом к ресурсам библиотеки, поэтому закономерно обращение к
формированию собственных конкурентоспособных электронных ресурсов.
____Отчасти по тем же причинам, второе место по значимости для сотрудников,
согласно 10% отданных голосов, занимает Электронная (виртуальная)
библиотека Кузбасса (Э(В)БК) – новый проект, затрагивающий интересы не
только КемОНБ, но и библиотек всей области. Благодаря специальной
технологии обслуживания на базе современных технических и
технологических средств теперь каждый житель области может получить
оперативный ответ, подготовленный лучшими специалистами нашей
библиотеки. Второе место с Э(В)БК делит рекламная деятельность. Являясь
двигателем прогресса учреждения и его конкурентоспособности, сегодня
она имеет огромное значение, как в привлечении новых пользователей, так
и в поддержании положительного имиджа КемОНБ.
____Третье место заняли
одновременно два направления очень разные по сути, но не противоречащие
друг другу: оцифровка фонда библиотеки и продвижение чтения. Оцифровка
помогает сохранить наиболее ценные для региона издания, сделав их более
доступными, а продвижение чтения позволит увеличить частоту
обращаемости к бережно хранимым ресурсам КемОНБ. Также среди важных
направлений были упомянуты переплетное дело, научно-исследовательская
деятельность, комплектование, а также благоустройство здания
библиотеки, в том числе и организация на территории библиотеки точки
общественного питания.
____Исходя из статистики полученных ответов, можно
вывести формулу успешного будущего нашей библиотеки:
________«Продвижение
самобытного информационного учреждения с богатыми электронными фондами
+ культурный, информационно-грамотный пользователь + сотрудники,
похожие на Козленко В.Н., Тыртычную С.А., Буровцеву А.В.»
____Надеемся она получит подтверждение своей правильности и полезности, а
пока будем усердно работать и равняться на лучших…
____________________________
Зрелова Г.В. методист Административного отдела
|