Пятница, 19.04.2024, 21:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Молодёжный совет 
Кемеровской областной научной библиотеки

им. В.Д. Фёдорова

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Интервью В.Н. Козленко

К Вере Ниловне пробиться было сложно. Её постоянно ждали срочные дела; звонил, не переставая, сотовый и кто-то непременно хотел спросить у неё совета. И всё равно она не отказывалась от интервью. И как-то, урвав от работы 30 минут, она ответила на мои простые вопросы...


- Как Вы попали на работу в ОНБ и как развивалась Ваша карьера?

 

- В 1979 году я окончила институт и единственным местом, где непременно хотелось поработать была именно ОНБ. Ещё, будучи студенткой, мне нравилось ходить в это здание, я восхищалась его классической архитектурой, умиротворяющими запахами древесины, типографской краски и вымытых чистых полов. Особо нравился общий читальный зал с огромными бронзовыми люстрами, с массивными нелакированными столами из светлого дерева, на которых свободно располагались развороты газет форматом А3. Ну и сам статус научной, сулил шанс найти профессора в мужья (смеётся).

 

Кстати, из нашего выпуска тогда в ОНБ пришло много, теперь видных, профессионалов, таких как И.С. Пилко и Л.Н. Старикова. И несмотря на то, что претендовала я на работу в библиографическом отделе, начался мой профессиональный рост с отдела хранения. Но, в январе 1980 года, благодаря рекомендации Валентины Васильевны Спецовой меня перевели на должность библиотекаря в отдел специалистов естественных и гуманитарных наук. Работать мне там очень нравилось, поскольку и коллектив был сплоченный, и среди постоянных читателей было много интересных людей: Звягин С.П., теперь профессор кафедры новейшей отечественной истории КемГУ; Юркевич Н.А., декан юридического факультета, к.ю.н., доцент; Мулов А.Б., ставший недавно лучшим врачом скорой помощи в России. Тогда мы были действительно залом специалистов! Моим первым серьёзным заданием стала подготовка обзора литературы по истории комсомола. Только после двойной проверки старших товарищей, а именно Лащевской В.М. и Спецовой В.В.,  был вынесен вердикт: «к работе с читателями готова!». Так был дан официальный старт моей работе в дружном коллективе под руководством волевой и принципиальной Спецовой  Валентины Васильевны. Через 2 года получила повышение и стала старшим библиотекарем.

Жизнь молодых специалистов в то время была очень насыщенной! Систематически проводился конкурс на лучшего библиотекаря среди молодых специалистов со стажем работы не более трёх лет. Главный победитель получал 15 рублей премии! Часто устраивались конкурсы художественной самодеятельности, придумывали забавные обряды посвящения в профессию для новых сотрудников. В общем, скучать и лениться не приходилось.

В 1984 году Спецова перешла на другую работу и мне предложили возглавить отдел. Это была очень ответственная и незавидная должность, поскольку необходимо было проводить огромное количество массовых мероприятий, план которых был самым большим из всех отделов, и в отделе наблюдался постоянный наплыв читателей. Часто были нарекания к отделу из-за того, что весь план зачастую было просто не реально выполнить. В общем, когда директор Людмила Максимовна Храмова вызвала к себе и сообщила о своем решении назначить меня руководителем отдела, я заплакала! Став самой молодой заведующей в библиотеке, я столкнулась с проблемой нехватки кадров. Одно лето отработали вдвоем с Моревой Ольгой Николаевной, ныне преподавателем, к.п.н., доцентом кафедры «Технологии документальных коммуникаций». Только к октябрю набрали команду, более или менее справляющуюся со всем объёмом работы. Выбили отдельный зал для выставок-просмотров, циклов выставок. В этом была объективная необходимость, поскольку подобный вид информирования был весьма популярен и требовал немалого пространства для реализации.

В 1984 году случились изменения и в личной жизни! Я вышла замуж и вскоре ушла в декрет. Когда я вышла на работу, коллектив опять полностью сменился и к нашему отделу присоединили общий читальный зал.

С 1987 года началось великое переселение всей библиотеки и, в том числе,  нашего большого отдела обслуживания из старого здания - в новое. Тогда в наш отдел входило 3 зала: общий читальный зал, зал специалистов (допуск в который выдавался студентам ВУЗов только с 4-го курса) и зал новой книги и периодики. Потом было принято решение разделить залы по отраслевому признаку: зал филологической литературы, залы исторической и экономической литературы.

В 1991 году произошла реструктуризация и из нашего отдела было выделено новое самостоятельное структурное подразделение: отдел новой книги и периодики, с присоединившимся к нему хранилищем. Следом другие преобразования и присоединение к нам отдела сельскохозяйственной литературы.

В то время работать было не просто тяжело, а просто нереально тяжело! Мест в читальных залах не хватало катастрофически. В день через отдел проходило по 1200-1300 человек, в то время как всего посетителей библиотеки в день было около двух тысяч. Поэтому всю сельскохозяйственную, естественнонаучную и медицинскую литературу отдали в бывший технический зал, ныне отдела естественнонаучных, технических и сельскохозяйственных знаний (ОЕНТЗ).

В 2007 году, в соответствии с преобразованиями времени,  из нашего отделения отпочковалось ещё одно значимое теперь структурное подразделение «Электронный ресурсный центр».

До 2007 года, оставаясь отделом гуманитарных знаний, мы располагались на 2-ом этаже, но с образованием большого отдела «Межрегиональный консультационный центр» (МРКЦ), а ныне «Центр комплексного обслуживания» (ЦКО), включившего в себя все отраслевые отделы нашей библиотеки, пришлось переезжать на 3 этаж. Переезд осуществляли своими силами! Сами таскали книги и мебель, даже позвали мужей и сыновей, в качестве основной тяговой силы. В таком дружном и трудолюбивом коллективе я была до 2010 года заведующей отделом. А в феврале меня назначили заведующей ЦКО, вместо горячо любимой Анастасии Филичевой.

 

- А как работа повлияла на ваш быт или организацию личной жизни?

 

- На быт особо никак! На личную жизнь безусловно, потому что были частые вторые смены. Это сейчас у нас библиотека работает до 9, а до начала 90-х нам приходилось уходить с работы только в 10. Времени, как правило, для всестороннего воспитания детей не оставалось. И сама профессия развивает особые свойства характера, прежде всего общительность; способность устанавливать любые контакты и связи, четко определяя полезность навыков и талантов людей.

Ещё надо заметить, что практически у всех наших библиотекарей замечательные дети. Может быть тому способствует особая аура библиотеки, куда дети постоянно приходят, если родительница работает со второй смены. Мои дети тоже тут, можно сказать, взрослели. В детстве им нравилось наводить порядок на стеллажах периодики, раскладывая журналы по алфавиту и номерам. То есть интересами библиотеки жили не только мы, но и наши семьи.

 

- Влияют ли личные качества человека на его профессиональную деятельность?

 

- Думаю да. Скорее именно характер определяет сферу деятельности, чем наоборот. Я вот, например, никогда бы не смогла работать каталогизатором.  Мне кажется, это слишком кропотливый и однообразный труд. Главное – неравнодушное отношение к своему делу. Сотрудникам своего отдела я часто советовала выходить на кафедру обслуживания как на сцену, несмотря на всю серьёзность жизни; и воспринимать свою работу как игру в «библиотекарь – читатель»!

 

- Как руководитель вы строгая или снисходительная?

 

- Трудно сказать. Я стараюсь никогда никого не зажимать, давая волю творческой инициативе сотрудников; никогда не требовала того, чего сама не могу выполнить.

 

- А гневаетесь как?

 

- Ну, чаще всего я говорю, что сделаю всё сама, раз помощи ждать не от кого и, обычно, это действует лучше, чем грозные ругательства или применение полномочий руководителя.

 

 

- Есть какой-нибудь секрет вашей успешной работы?

 

- Секрета нет, просто надо любить людей. Необходимо деятельное желание исполнить всё по высшему стандарту и доброжелательность в коллективе. Даже когда из нашего отдела стали выделять другие подразделения и часть коллектива рассредоточилась по всей библиотеке, нам всё равно удалось сохранить тёплые, дружеские отношения. Очень важно ощущение, что те, с кем ты работаешь - СВОИ ЛЮДИ!

 

- Какой период работы для вас был самым счастливым?

 

- Наверное, 90-е годы, даже несмотря на все трудности того времени. Примерно с 1989г., когда уже можно было говорить обо всем, организовывать мероприятия с различными людьми, теми кто ранее был в опале у советского государства. В это время мы вдруг что-то стали значить; исчез страх за неосторожное слово. И не смотря на то, что время было «голодным» и «холодным», жить было интересно, смотреть, слушать и сравнивать всё это со своими собственными мыслями и переживаниями. Наверное, немаловажен и тот факт, что мы ещё были молоды и у нас вся жизнь была впереди.

 

- В связи с юбилеем нашей библиотеки, что бы вы пожелали всем сотрудникам?

 

- Всем дожить, как минимум, до 90 и в прежнем составе встретить 100-летие. Желаю молодым карьерного роста и хороших наставников, которые очень важны в период профессионального становления. В свое время для меня были таковыми Валентина Васильевна Спецова, Галина Алексеевна Плахина.

Желаю всем азартного отношения к работе и повсеместного оптимизма!

Беседовала Зрелова Г.В.


Архив записей
Наш опрос
Как часто Вы посещаете библиотеку?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0