Вторник, 07.07.2020, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Молодёжный совет 
Кемеровской областной научной библиотеки

им. В.Д. Фёдорова

Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Интервью С.А. Тыртычная

     Среди сотрудников библиотеки огромное уважение снискала Светлана Андреевна Тыртычная,  известная своим высоким профессионализмом. Сколь сложный бы запрос не выпал на её долю, можно не сомневаться, что в результате Светлана Андреевна предоставит полный и грамотный ответ. Кром того она способна быстро восполнить любой пробел  в знаниях об информационном поиске и дать полезные советы  по составлению справок в области техники и точных наук.


- Как Вы пришли в библиотечную профессию? Что подтолкнуло вас к такому выбору?

 

В детстве я хотела стать или работником теплицы, или дизайнером, однако, начиная с первых классов школы, мне понравилось ходить в библиотеку из-за царящей там атмосферы доброжелательности и порядка. Библиотекари всегда внимательно относились к посетителям, будь то сельская библиотека Прокопьевского района, в котором я родилась, или школьная библиотека города Киселевска, где я получала среднее образование. Обращая внимание на эрудированность и доброту библиотечных специалистов, хотелось стать частью этого большого и сильного мира книг, знаний, культурного общения.

Я любила читать художественную литературу и поэтому хотела стать филологом. Но после окончания школы, рассмотрев все варианты, решила подать документы в наш Институт культуры. Так и началось моё введение в библиотечную профессию…

 

- Помните свою первую книгу?

 

- Да. «Буратино».

 

- Как попали на работу  в ОНБ?

 

- После окончания института по специальности «Библиотекарь отделения технической литературы» меня распределили в Свердловскую область. Но мама заболела и я посчитала правильным остаться поближе к дому – в Кемерово. Устроиться в ОНБ помог случай. Как-то на автобусной остановке  увидела Стаса Андреевича Сбитнева, тогда он был деканом,  руководителем одной из кафедр библиотечного факультета, и рассказала о своей жизненной ситуации.  Выслушав, он сказал: «Поехали со мной!». Так, в 1978 году, я оказалась на приеме у директора областной научной  библиотеки – Храмовой Л.М., по результатам собеседования с которой меня приняли библиотекарем в читальный зал.

Ещё учась в институте, мне часто приходилось сидеть в читальном зале, засыпая над романом Герберта Уолша, которого непременно нужно было прочитать согласно учебной программы. Но престижность работы в ОНБ тогда бросалась в глаза, поскольку очереди читателей были такими, что «пушкой не прошибешь», как говорит народная присказка. Люди часами выжидали, когда подойдет их шанс поработать с вожделенной книгой.

Первым, кто посвятил меня в тонкости библиотечного обслуживания была Шалаева Лидия Васильевна, занимающая тогда должность заведующей. Она работала в отделе с 1961 года и была человеком строгого принципа. Опоздания на любую долю минуты непременно порицались, а проявление индифферентного отношения к работе грозило сформировать у Лидии Васильевны устойчивое недоверие к сотруднику. В этой, почти армейской, дисциплине и крылись, наверное, зачатки качественного и квалифицированного обслуживания пользователей отдела. Мы и сегодня стараемся сохранить марку, оставляя за собой право называться профессионалами.

Практически вся моя профессиональная жизнь, начиная с 1978 года,   связана с ОНБ, исключая несколько лет, которые я провела в должности заведующей библиотекой  механического завода. Но в связи с тем, что работа там не оправдала обещанных ожиданий (скорого получения социального жилья), а режим и качество выполняемых работ диктовались руководством завода, плохо осведомленным в сути информационно-библиотечного обслуживания, я с радостью вернулась в гармоничную и стабильную профессиональную среду КемОНБ.  

 

- А работа как-то влияет на личное мироустройство, на организацию быта?

 

- Как и у всех, наверное, работа вырабатывает привычки. В моем случае - это стремление к упорядочиванию: веду домашние картотеки на видеофильмы, кулинарные рецепты.

 

- И как организована «вкусная» картотека?

 

- По видам блюд: супы, бутерброды, салаты, десерты, овощные блюда и другое. Большой раздел с блинами (смеётся), однако руки дошли всего до одного рецепта, по которому теперь постоянно готовлю.

 

- А Вы бы рекомендовали подрастающему поколению библиотечную профессию? Вот дочке, например?!

 

- Дочке бы не порекомендовала, хотя Ане нравится сюда приходить, в эту атмосферу покоя и знаний, но финансовая сторона вопроса оставляет желать лучшего. Но если есть огромное желание работать с людьми и информацией, то почему бы нет?! В библиотеке всегда были молодые специалисты. Когда я только устроилась работать, тут был почти такой же молодежный совет, как теперь. Было много сплачивающих интересных мероприятий: каждого новичка театрализованно и торжественно посвящали; проводили ежегодный конкурс «Лучший по профессии», по итогам которого победителю вручали будильник; систематически устраивали вечера встреч с читателями, куда приглашались разные научные сотрудники, студенты политехнического и других институтов. На встречах можно было познакомиться с интересными молодыми людьми.

 

- А с мужем Вы познакомились в библиотеке?

 

- Нет. Но когда мы познакомились, мне стало интересно, ходил ли он к нам. Поискала в старых картотеках и обнаружила, что ходил, и не раз. Просто не обратили внимания друг на друга в рабочей обстановке (смеётся)!

 

- Что Вы думаете о перспективном развитии КемОНБ, о её самобытных проектах, таких как Э(В)БК?

 

- Идея Э(В)БК очень хороша. Безусловно, она положительно скажется на развитии информационной функции библиотеки. Однако упраздняется фактор личного общения с пользователем, который позволяет более четко определять его потребности и ожидания. Из перспективных направлений я бы выделила ещё повышение качества комплектования и каталогизации, поскольку фонд нуждается в постоянном обновлении, а также качественном и всестороннем его раскрытии, основанном на фундаментальных науках по свертыванию и анализу документной информации.

 

- Какие советы вы бы дали пользователям, при поиске информации?

 

- Основной  недостаток самостоятельного поиска пользователей заключается в некой «зашоренности» при формулировании запроса. Пользователь задает вопрос так, как ему удобнее и не пытается переформулировать, найти синонимы, смежные понятия. Хотя в этом всегда могут помочь библиотечные специалисты. Главное, всё-таки, его живая заинтересованность, желание найти ответ, основательно изучить материал. Таким людям всегда приятно помогать и работа спорится.

 

- Есть у Вас любимы писатель или книга?

 

- Трудно сказать. Мне очень нравятся произведения А.П. Чехова: повесть «Степь», например, или рассказ «Тоска», от которого у меня слезы на глазах наворачиваются.

 

- Для осведомления поклонников должна спросить - какие есть интересы, увлечения, как проводите свободное время, помимо чтения, конечно? 

 

- (улыбается) Нравится и интересует музыка, которая на меня оказывает сильное эмоциональное действие. Я даже в институте ходила на занятия хорового пения. Кружком руководила женщина, которая просто самозабвенно любила своё дело и, при весьма небольшой зарплате, вкладывала в занятия очень много души. Даже после двух часов её урока я чувствовала себя отдохнувшей, бодрой.

Последний музыкальный концерт, на который довелось сходить – выступление Дениса Мацуева. И, конечно, очень понравилось: с учетом его мастерства, фортепиано обладает неповторимым звучанием.  Кстати, дочь учится в музыкальной школе по классу фортепиано. Иногда ленится, капризничает, но всё таки сама музыка ей нравится.

 

- Детский вопрос: хороший человек, он какой?! И может ли плохой человек, быть хорошим сотрудником, профессионалом?

 

- Ну… Честный, порядочный, интересный. Моральный облик всегда имеет значение, ведь работа с людьми подразумевает доверительные отношения. Если ты лентяй и не хочешь лишний раз пошевелиться, то и другим помогать не станешь, а с нашей работой это никак не совместимо.

 

- Чего бы Вам хотелось пожелать всем сотрудникам, в связи с 90-летием КемОНБ?

 

- Желаю побольше заботы правительства о культуре, чтобы развитие библиотек стало основополагающим пунктом в планах государственного развития. Желаю побольше читателей, ради которых и существуют библиотеки. Желаю достойной зарплаты всем библиотечным сотрудникам. Творчества, новых идей и хорошей атмосферы в коллективе, чтобы сотрудники прислушивались друг к другу, осмысливали иные точки зрения. Чтобы всё было хорошо и у сотрудников библиотеки, и у пользователей.

Беседовала Зрелова Г.В.

Архив записей
Наш опрос
Как часто Вы посещаете библиотеку?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0